Опыт организации и проведения встречи любителей GPS состоявшейся 24-26 мая в районе озера Лохово.

 

 

1         Введение

 

Встреча состоялась, участники остались довольны, а организаторы накопили бесценный опыт в подготовке и организации данного мероприятия. В данном документе сделана попытка обобщения этого опыта с тем, чтобы люди, идущие по нашим стопам, не делали наших ошибок, а взяли самое лучшее из того, что у нас получилось.

 

2         Цели и задачи встречи

 

Встреча с самого начала планировалась как отдых единомышленников на природе.  При этом главный упор делался именно на отдых, общение с красивыми местами, ночевке на берегу озера, костер под звездами. А уж соревнования относились к развлекательной части мероприятия.

Кроме того попутной целью являлась отработка организации соревнований по GPS ориентированию на пересеченной местности.

 

3         Организационная группа

 

Мероприятие намечалось хотя и интересным, но некоммерческим. По сему важным залогом для его успеха являлось создание инициативной группы, которая должна была взять на себя все хлопоты по его организации. В нашем случае создалась группа из 6 человек, взявших на себя  решение следующих задач:

 

4         Интернет сайт

 

Челном организационной группы был создан интернет-сайт www.gps-team.ru на котором помещались как рабочие материалы по организации встречи предназначенные для организаторов, так и материалы для участников. Этот сайт стал представительством мероприятия в интернете и позволил в оперативном режиме предоставлять информацию всем желающим. Следует подчеркнуть, что общение на различных форумах оказалось менее эффективно, чем организация постоянно действующего в сети сайта, посвященного исключительно этой встрече.

Мы надеемся, что этот сайт будет использоваться для проведения подобных мероприятий в дальнейшем.

 

 

5         Критерии выбора места проведения

 

Место проведения на наш взгляд должно отвечать следующим требованиям:

 

1 – наличие хорошей стоянки, на берегу озера/реки, достаточной для размещения большого количества людей.

2 –удаленное от населенных пунктов, с тем, чтобы наше общение не мешало людям жить.

3 – дороги проходимы для классических машин

4 – количество и качество лесных дорог достаточно для устройства небольших соревнований по ориентированию.

5 – в основном действует мобильная связь.

6 – достаточно удалено от стратегических объектов, использование GPS вблизи которых небезопасно для участников встречи.

 

К сожалению количество мест в полной мере соответствующих всем вышеперечисленным критериям весьма ограничено, но, как нам кажется, мы нашли место полностью отвечающее им, что подтвердили все участники встречи. Это район озера Лохово на границе Тверской и Новгородских областей (Валдайская возвышенность).

Еще одним фактором склонившим к выбору этого места была его равная удаленность от Москвы и Питера: мы надеялись привлечь участников из Санкт-Петербурга.

6         Критерии привлечения участников

 

По скольку встреча планировалась как тусовка на дикой природе, важным было, чтобы народ, желающий принять в ней участие, был заранее извещен о тех трудностях, которые его поджидают. По этому на сайте мероприятия были помещены следующие требования к участникам:

 

1 – Встреча будет проводится на природе, соответственно участники должны будут ночевать в походных условиях. Их не только не должна пугать подобная перспектива, но они должны любить такой вид отдыха

2 – Участники должны обладать всем необходимым оборудованием для подобной ночёвки и быть самодостаточными.

3 – Участники должны располагать питанием на весь срок встречи. Было бы хорошо, чтобы дополнительно они прихватили с собой чего-нибудь для того, чтобы зажарить на углях для общего стола вечером.

4 – Умение играть на музыкальных инструментах и песни у костра – приветствуются. Громкий звук магнитол, перекрывающий шумы леса – не приветствуется.

5 – Необходимо бережно относиться к природе. После себя мусор не оставлять, на дрова использовать только сухостой.

 

Как показала практика, все участники, приехавшие на встречу, соответствовали этим требованиям в полной мере. Температура в первую ночь достигала –2 градусов, но с ночевкой все справились прекрасно.

Единственно чем можно было бы дополнить правила – требованием не поднимать стрельбу после отбоя большей части лагеря – некоторые личности из лучших побуждений устроили салют в ночь после награждения часа в два ночи. Можно было бы этот салют перенести пораньше, часов на 11-12.

 

При организации встречи чувства наши были противоречивы: с одной стороны мы боялись чрезмерного наплыва участников – это привело бы к тому, что стоянки могло бы на всех не хватить, а управление таким сборищем могло стать очень трудным. С другой стороны – для того, чтобы привлечь участников необходима была реклама мероприятия. В результате борьбы этих противоположностей реклама была проведена не слишком агрессивно, что привело к тому, что из Питера приехал всего один экипаж.

Ну что ж, для первого раза неплохо....

 

 

7         Безопасность

 

Не последним фактором при определении места проведения встречи являлись соображения безопасности для её участников.

 

8         Вложения в организацию соревнований

 

Организация соревнований, проводящаяся на некоммерческой основе, потребовало от организаторов некоторых материальных вложений. Наиболее существенные из них:

 

Не считая других мелочей. В общем затраты достигли 220 долларов, предоставленные организаторами на безвозмездной основе.

9         Создание регламента, решение организационных вопросов

 

Основа для регламента проведения соревнований была предоставлена Сан Санычем Трушниковым (ОФФ клуб Черноголовка). Полтора года назад они проводили зимние соревнования по GPS ориентированию на джипах и их регламент был принят практически полностью, за исключением нескольких изменений, связанных с тем, что мы не исключали приход экипажей раньше зачетного времени (и оказались правы) и с тем, что участвовали не только полно приводные машины. В дальнейшем на основании этого регламента был создан регламент для пешего ориентирования.

 

Для решения организационных вопросов среди организаторов были назначены ответственные за конкретные задачи:

 

Ответственные за организацию:

 

Ответственные за предварительный выезд:

 

Ответственные за проведение соревнований:

 

До старта:

 

В ходе соревнований:

 

После финиша:

 

Не скажу, что все из организаторов успешно справились с теми задачами, за которые отвечали, но участники отметили, что накладок было сравнительно мало.

 

10   Выбор времени проведения

 

Идея о проведении подобной встречи закралась в наши головы в январе месяце. Было решено провести ее как только позволит погода: дороги просохнут, ночи станут теплыми, а комар еще не успеет вылететь .В конце марта мы взяли календарь джиповских соревнований (это какой-то ужас, и когда они отдыхают – каждую неделю ездят!) и постарались выбрать день во второй половине мая так, чтобы не попадать на их соревнования. Они нас об этом просили. Но скорее всего мы это сделали зря – не надо было на них ориентироваться, они все равно не приняли активного участия (за исключением двух экипажей из Твери).

 

И так время на наш взгляд было выбрано идеально – уже тепло, но нет комаров. Сезон не начался – все стоянки на озерах пустые. Грибов ягод нет – в лесу нет грибников.

Честно говоря мы рассчитывали на большую разгруженность дорог. Но выяснилось, что не одни мы такие умные: именно в том же месте и в то же время проводился слет туристических организаций Тверской области по туристическому ориентированию, так что иногда из-под колес выпархивали группы туристов, с удивлением смотрящие на несущиеся по лесу машины.

 

11    Предварительная встреча

 

Для отладки технологии проведения соревнований была организована предварительная встреча которая состоялась 28 апреля в районе Звенигорода. На ней были отработаны моменты:

 

Проведение этой предварительной встречи в немалой мере способствовало тому, что организация соревнований в основной встречи прошла на высоком организационном уровне и практически не имела сбоев.

 

12   Рекогносцировочный выезд

 

18-19 мая группа организаторов выехала на рекогносцировку местности.

Место для встречи было предложено Mikle_V и в задачу выезда входило следующее:

 

И так рекогносцировочный выезд показал: место для проведения встречи готово, есть файлы с точками для загрузки в приборы, на сайт были выложены маршруты, приготовлены списки точек для ручной загрузки на случай того, что нам не удастся загрузить их в чей-либо прибор в автоматическом режиме.

 

13   Критерии и порядок установки автомобильных точек

 

На Черноголовских соревнованиях по GPS ориентированию карточка участника приклеивалась к стеклу кабины, таким образом для отметки точки, и автомобиль должен был подъехать к ней вплотную. Мы решили отказаться от этой практики по причине того, что предполагалось участие не полно приводных машин, для которых такие условия могли оказаться невыполнимыми. Решено было ставить точки в 50-200 метрах от дорог с тем, чтобы подъехав на максимально возможное расстояние участники должны были в першем порядке проследовать к место нахождению точки. Это оказалось даже интересным: к некоторым точкам стало выгоднее не подъезжать, а подходить. Это добавило интереса соревнованиям – по скольку у участников появилось больше вариантов для составления стратегии обхода точек.

Число контрольных точек – 20, также было выбрано исходя из опыта Черноголовских соревнований. Только победители смогли собрать 20точек за зачетное время – 4 часа. Тем не менее расстановка точек в нашем случае, когда в лесу имелась достаточно развитая сеть дорог, позволявшая джипам развить достаточную скорость, оказалась слишком плотной – победители затратили на сбор всех точек всего 3 часа. Скорее всего такая плотность была вызвана тем, то нам пришлось отменить расстановку точек с другой стороны питерской трассы по причине, изложенной выше.

На основании имеющегося опыта можно утверждать, что оптимальной плотностью точек можно считать 2 – 3 на квадрат атласа со стороной в 4 км.

Контрольные точки ставились в два этапа: сначала на разведочном выезде были намечены и помечены ленточками места их установки. Это позволило создать файлы для загрузки и сделать протокол для ручной загрузки к моменту старта участников. За тем, непосредственно перед заездом участников в лагерь за сутки до старта они были найдены и отмечены пирамидами уже для соревнований. Такая двойная схема постановки точек позволила добиться следующего:

Кроме того, при предварительном выезде мы расставляли точки, двигаясь по заранее неизвестным дорогам, и теперь же они были нанесены на карту и мы могли определить оптимальный путь их обхода. По этому, двигаясь по оптимальному пути, мы могли определить приблизительное зачетное время для Джипов (точки расставлялись на внедорожном автомобиле). Все оказалось немного не так: при расстановке точек мы тратили время на поиск маркеров, на верификацию позиций точек, т.е. на то, на что не пришлось тратить время участникам. Тем не менее наши временные показатели все же могут являться ориентиром для расчета зачетного времени.

И так: на расстановку точек мы затратили 4 часов 10 минут  Было решено сделать зачет для джипов 4 часа (чтобы они не успели собрать все точки, ведь мы-то знали оптимальный маршрут), а для легковых машин – на час больше – 5 часов.

Однако первые джипы финишировали собрав все точки через 3 часа

Следовательно, для того, чтобы время для джипов составило 4 часа, трасса должна быть проложена таким образом, чтобы расстановочный джип должен был затратить на расстановку точек немногим более 5-ти часов.

(справедливости ради стоит отметить, что снятие точек заняло у того же джипа 2 часа 10 минут! А ведь он двигался по тому же маршруту, что и при расстановки точек)

За день до выезда появилась идея призовых точек. Решили поставить приз в очках на самую дальнюю точку, по скольку посчитали, что из-за дефицита времени вряд ли кто-нибудь за ней поедет (расчет оказался неверным), поставили материальный приз (пиво) на одну из точек, и устроили тест на внимательность: на бутылках написали координаты дополнительной призовой 21 точки, на которой участников ждали призовые очки. Как показала практика – только один экипаж догадался, что это были координаты точки, но посчитал ехать за ней невыгодным. Тем не менее идея точек с призами признана интересной и её следует творчески осмыслить.

Первая точка ставилась на месте базового лагеря. Это позволило решить три проблемы:

 

 

 

14   Порядок установки пешеходных точек

 

В принципе предполагалось, что пешеходные точки будут ставится по тем же принципам, что и автомобильные. Однако ответственный, назначенный за их установку и снятие, манкировал свои обязанности, по этому их предварительная установка при разведочном выезде не состоялась. Более того, вместо того, чтобы приехать с утра в пятницу, и, по скольку такая возможность имелась, расставить точки в течении дня заезда, он появился только к вечеру, расставил часть точек. Оставшуюся часть он ставил непосредственно перед стартом. Это несомненно сказалось на качестве точек, а также повлияло на то, что пешем участникам небыло предоставлено карты местности с нанесенными на неё контрольными точками.

Кроме того, пешеходные точки расставлялись на автомобиле, таким образом невозможно было определить ни маршрут движения, оценить сложность местности,  прикинуть время прохождения дистанции.

В результате при желании сделать зачет для пешеходов 3 часа наиболее прыткие прошли точки за 2.

К большому сожалению можно констатировать, что это один из наиболее очевидных проколов организаторов.

 

15   Организация лагеря, маршруты заезда  участников

 

Лагерь организовывался в большей степени стихийно. Было выделено место под тент под которым происходила регистрация, старт – финиш, были заготовлены дрова для общего костра. В остальном участники были предоставлены сами себе и могли выбрать место по собственному вкусу.

Маршруты заезда были разведаны на рекогносцировочном выезде, определены для легковых машин и внедорожных, заранее нанесены на карту и выложены на сайт. Как показала практика – этого оказалось достаточно. Некоторые из участников признавались, что максимальное удовольствие в день заезда они получили от того, что ночью, в лесу, по незнакомой местности, двигаясь только по приборам да ещё впервые в жизни они уверенно нашли базовый лагерь.

В принципе такая организация лагеря кажется оптимальной, по скольку не накладывает дополнительных требований к организаторам (напомню, что встреча проводилась на некоммерческой  основе )

 

16   Регистрация участников, старт, финиша

 

Была разработана система регистрации участников, которая позволила избежать путаницы в организации соревнований.

Во-первых каждый желающий приехать посылал на официальный сайт соревнований заявочную форму, в которой он заявлял сколько человек и на какой машине примут участие во встрече, а также сколько человек, на чем будут принимать участие в соревнованиях.

В ответ участники получали регистрационные карточки с занесенными данными. С одной стороны получение этой карточки считалось подтверждением приема заявки, а с другой -  служила справкой об участнике, которую он должен был привезти с собой на встречу и из которой организаторы могли бы узнать о нем всю необходимую информацию. Кроме того на основании предоставленных регистрационных карточек проводилась жеребьевка старта.

Достаточно сложным делом оказалось поднять организаторов и участников в 8 утра на брифинг. За неимением гонга, матюгальника (мегафона) и прочих технических средств было решено будить и созывать народ выстрелами шумовых патронов из газового пистолета. Способ оказался весьма продуктивным!

На брифинге была объяснена задача, собраны регистрационные карточки, произведена на их основании жеребьевка, определено время старта каждого участника,. После чего была произведена загрузка точек в приборы участников, сверка данных приборов участников с положением первой точки, и выдача стартовых документов. В комплект стартовых документов кроме контрольной карточки, в которой было необходимо ставить отметки о найденных КТ, каждому участнику была выдана карта местности с нанесенными на неё контрольными точками (только пешеходы по описанной выше причине получили карту с точками автомобилистов. Даже не знаю, помогла ли она им чем-то) Выдача карты была призвана сократить преимущество тех, кто при навигации пользовался лэптопами с большим экраном, в отличии от тех, кто пользовался просто голым прибором. Пользование картой, по признанию всех участников, позволило им осознанно выработать стратегию обхода, что сделало соревнования более интересными. Тем не менее следует отметить, что на карте из тех дорог, что имелись в наличии на самом деле, было процентов 50, остальных либо небыло на карте, либо они были нанесены неверно. Особый восторг участников вызвали точки, которые, если судить по карте стояли на дороге с жестким покрытием на расстоянии 500 метров, а на деле оказались разделенными озером, которое пришлось объезжать. Так что неизвестно чего больше вносила карта – понимания своего положения в пространстве, или ошибок в выборе направления движения.

Старт был раздельным с 10-ти минутным интервалом, что оказалось достаточно, чтобы машины шли не плотно, не создавая особых помех друг другу. Сначала стартовали легковые (у них час фору по регламенту) потом джипы. Пешеходы – вместе с легковыми

Старт и финиш производился по специально выделенным часам. О нахождении экипажа на трассе свидетельствовала регистрационная карточка, после финиша – карточка изымалась из стопки активных. В случае не прихода экипажа вовремя – на оставшихся регистрационных карточках можно было легко прочитать кто задерживается, на сколько и как с ним связаться для прояснения ситуации

После финиша контрольные карточки изымались и по ним производился подсчет баллов для занесения в финальный протокол. Треки движения участников также скачивались с приборов для их анализа. В дальнейшем эти треки были положены на сайт и их может посмотреть и проанализировать каждый желающий.

 

17   Подведение итогов и награждение.

 

По скольку мероприятие проводилось строго на некоммерческой основе, привлесчение спонсоров к награждению оказалось весьма к стати – без них мы могли бы обеспечить максимум грамоту, а так многоуважаемый СиБи град организовал всем участникам фирменные футболки с символикой соревнований и сделал королевский подарок – загрузил победителям бесплатно свои карты в приемники.

Следует отметить, что первоначально интерес к мероприятию проявляла также фирма Прин, однако (как к сожалению и во многом другом L) их обещания не пошли дальше обещаний.

 

18   Организация финальных материалов

 

Сухим остатком проведенного мероприятия стало:

 

 

19   Выводы

 

Краткие выводы, которые мы вынесли из всего вышесказанного, а также предложения по улучшению приведены ниже:

 

19.1Что получилось плохо

 

19.2Что небыло, но необходимо сделать в следующий раз

 

 

19.3 Предложения требующие обсуждения

 

 

2 – зачетное время не надо вносить в регламент!