Подготовка.
Желание поучаствовать в ориентировании с GPS-приёмником, да ещё и на машине, зародилось у меня ещё в то время, когда было объявлено об организации первой встречи GPS-Team. Но тогда по разным причинам не сложилось. За прошедшее с тех пор время интерес к GPS-навигации у меня совсем не ослабевал, а возможности наращивались. Во время путешествия прошлой осенью мы использовали взятый у знакомого Garmin 12, и нашли, что он, несомненно, полезен. Примерно тогда же я прикупил через знакомого в штатах подключаемый к последовательному порту компьютера GPS-приёмник Deluo GPS, надеясь подцепить его к Treo 270 c Palm OS 3.5. С подключением, правда, дело не заладилось, потребовался преобразователь уровней TTL <-> KMOП, смастерить который руки у меня пока не дошли. Этой же весной я прикупил на ebay.com подержанный Garmin GPS 12, благополучно прибывший в Москву за неделю до соревнований. Тогда же, позаимствовав у знакомых notebook Toshiba P 166, 32 Mb под Win NT 4, я принялся мастерить навигационную систему. Поставив OziExplorer и убедившись, что Deluo GPS receiver с ним успешно работает, я с будущим штурманом устроил первый тренировочный выезд. Юлька заняла место пилота, а я, обмотавшись проводами, сел в правое кресло и запустил notebook. После нескольких довольно долгих загрузок медлительного старого noter-а, обусловленных необъяснимым подвисанием его COM-порта, мы, наконец, с радостью увидели указатель положения в виде самолётика около своего дома на карте, и направились брать geocacher-скую точку в Теплово. Всё показывалось замечательно точно, карты переключались, указатель отставал на большой скорости в соответствии с прогнозом. Теплово - место нам давно знакомое, поэтому было интересно сравнивать местность с картой. Когда мы доехали до места, notebook отрубился по причине посадки аккумулятора, что лишний раз подтвердило необходимость питания от бортовой сети. Неделя прошла в суматошной подготовке с постоянным недосыпанием. Я с трудом отыскал на Митинском рынке нужный разъём для питания notebook-а и изготовил шнурок. В четверг вечером мы устроили вторую тренировку. На этот раз я сел в левое кресло, а в правом устроилась Юлька. Дело происходило уже в сумерках, и пока мы запускали всё это хозяйство, в машине совсем стемнело. Юлька всё переживала, говоря, что нас непременно арестуют, признав за шпионов. Тем не менее, поколесив по северо-западному Подмосковью и лишний раз убедившись, что реальная местность далеко не всегда совпадает с картой, мы вернулись домой около часу ночи и завалились спать.

Соревнования.
В пятницу, придя домой пораньше, спешно собравшись и залив трек заезда в лагерь в notebook, мы стартовали. Было уже около 8 вечера, но на Соколе нас поджидала пробка, встав было в которую и, начав мысленно просматривать список взятых вещей, я осознал, что забыл топор. Без топора ехать кататься на машине по лесу не хотелось совсем, поэтому решили заехать в гараж, забрать топор и, раз уж пробка на Ленинградке ещё присутствует, направиться через Строгино, МКАД, на Пятницкое шоссе, и вернуться на Ленинградку только в Солнечногорске. Простояв небольшую пробку в Митино и понаблюдав закат
, мы покатили по извилистому шоссе, любуясь окрестными видами. На въезде в Солнечногорск были любезно предупреждены миганием фар о засаде коварных ГАИ-шников. Ленинградка в этом месте радовала своей пустотой. Выбрав, наконец, за Клином приемлемого "спонсора", мы благополучно миновали ряд засад. Волгу в Твери пересекли уже в темноте, остановились, запустили нашу навигационную систему и без труда приехали в лагерь, убедившись в том, что имеющаяся у нас карта привязана хорошо. Отыскав ровное место с видом на реку и попив чайку из термоса, спешно поставили палатку и улеглись спать. Надо сказать, лагерь мне показался очень тихим. От такого количества народу можно было ожидать гораздо худшего. Это порадовало. Время было уже позднее, учитывая накопившийся недосып и активные заявления штурмана о том, что его недосып приобретает критические размеры, а это чревато, решено было немедленно ложится спать. Я выключился сразу, и проснулся от того, что бедная Юлька плачет, потому что всё время просыпается от всяческих звуков радостного приезда в лагерь всё новых участников. Успокоив её кое-как, мы всё-таки уснули до утра.
Утром, проснувшись заранее и услышав обещанные в качестве будильника выстрелы, мы вылезли из палатки. Юлька в очередной раз сообщила, что не выспалась категорически, и все соревнования ей совсем не нравятся с детства. Быстренько попив чайку, собрали лагерь, и я направился на брифинг. Подходя к предполагаемому месту его проведения, я обнаружил, что он уже давно начался. Вдобавок, я забыл распечатать с сайта регламент, и теперь смутно представлял, что и где мы должны будем отмечать. Тем временем Юлька прикатила Толстоморденького поближе к месту старта. С заливкой точек в notebook вышла заминка. Дискету я забыл, хотя и собирался взять, предвидя трудности. Вариант с заливкой через USB не прокатил по причине старости и кривости USB-интерфейса notebook-а. Оставалось залить точки в GPS, а уже из него переливать в notebook. Это я и проделал, несмотря на то, что разъём в Garmin-е был с отломанным штырьком, заменить который пришлось куском скрепки. Юлька, всегда впадала в тяжёлую задумчивость, когда надо было определить где "право", а где "лево", и поэтому сделала себе подсказку из раздаваемого организаторами байджика. Так, суетясь и слегка нервничая, мы оказались сидящими в нашем любимом Толстоморденьком у стартового створа в компании совершенно серьёзных внедорожников.







У нас обоих был опыт участия в соревнованиях по ориентированию. Ожидая времени своего старта, мы прикинули, как будем "обходить" (объезжать) точки, какие предположительно берутся легко, какие, судя по карте, взять будет непросто. Замечу, что точки на старте выдаются не все. Часть координат точек находится непосредственно на КП. Поэтому алгоритм обхода точек вполне может потребовать пересмотра по ходу дела, что вносит, несомненно, очень приятную интригу. С собой у нас был ещё только в пятницу попавший нам в руки атлас Тверской области с однокилометровой топографической основой.
Быстро обнаружив, что эта самая основа, несмотря на изъятие рельефа, явно точнее, чем карта, залитая в notebook , мы примерно перенесли точки с карты из notebook-а в атлас, и далее активно с ним сверялись.

Сперва решили взять A15, A17, как самые близкие и предположительно простые. Выехав из леса на край поля по дороге Савино - Степаньково обнаружили, что дорога, которую мы разглядели в 1-км атласе, перекопана. И тут же увидели, как светло-серый TLC выпрыгивает с поля между кустов чуть дальше. Я тут же направляюсь туда, несмотря на Юлькины сомнения в геометрической проходимости Толстоморденького. По краю поля доезжаем до просеки, я выпрыгиваю и легко нахожу КП. Дальше так же легко берём 17 и 18-ю точку. Дорожек тут много, все они ровные и песчаные. Считаем, что с этим "углом" покончено, и едем к 12-й точке, рассчитывая добраться до брода, а там посмотреть, стоит в него соваться или нет, а если нет - то там и пробежаться не далеко. Весело несёмся по полю, подъезжаем к ручью. Сразу становится ясно, что нам туда лучше не соваться, сколько-нибудь серьёзной опоры рядом нет, и вытащить себя лебёдкой не получится. Я перепрыгиваю через ручей и несусь вперёд. Белая "Десятка", которая вежливо уступила нам дорогу на поле, поехала правее и дальше, и как оказалось, не зря. Там можно было гораздо ближе подъехать к точке. Но у меня тогда ещё сил было много, и я весело пробежался по полю. У 12-го КП в это время присутствовали организаторы, их фотографы и фотографировали берущих оное КП. Тут и мне досталось.

Дальше мы решили подъехать к 14-му КП, и оценить возможности форсирования здоровенной, судя по карте, канавы. Лихо подъехали, Юлька говорит вот, КП рядом, сразу за канавой. Беру Garmin и выбегаю смотреть. Подхожу к канаве, высматривая по дороге смятую траву. По смятой траве можно найти КП, если его уже кто-то взял. Почти сразу нахожу роскошный перелаз. Всё, берём его отсюда, не придётся бежать по лесу со стороны шоссе. И тут случилась главная трагедия предприятия, поставившая крест на наших надеждах. У меня в голове что-то явно перемкнуло, я, посмотрев на экран "map" Garmin-а, и увидев на нём 18-й КП, решил, что к нему-то мне и нужно. Координаты 14-го КП я не вводил, они были только в notebook-е. Только после изрядной пробежки по лесу в северо-восточном направлении и обнаружения какой-то дороги, до меня дошло, что я творю что-то не то. Я, конечно, исправился, и взял 14-й КП, но потерял на этом 40 минут! Юлька встретила меня с отчаянием и расстройством, сказав "Ну всё, теперь можно не торопиться". Я, отдышиваясь от бега, велел быстрее вводить координаты новых КП. На мою беду, среди введённых КП оказалось 13-е, совсем рядом. А я так рассчитывал отдохнуть за рулём! Проезжаем вперёд по дороге вдоль ручья. Юлька говорит, КП тут, рядом. Я выпрыгиваю даже без GPS-а - ведь КП рядом. Тут меня снова "перемыкает", я почему-то решаю, что КП на той стороне канавы и начинаю искать переправу. По дороге встречаю экипаж 10-ки, взявший КП, и недоумённо спросивший меня, где я был 40 минут. Мне остаётся только развести руками. Находившись вдоль канавы, не увидев переправы, перехожу её по развилку в воде, бегаю по тому берегу. Постепенно пришло осознание, что без GPS-а КП не найти. Возвращаюсь к машине беру GPS. Тупо гляжу в карту и снова не замечаю, что КП-то на этой стороне! Снова перехожу на ту сторону канавы. Хожу между плотными рядами молодых ёлочек, и прихожу к выводу, что КП на противополжной от меня стороне. Матерюсь на себя. Перехожу ручей на этот раз по бобровой плотине. Матерюсь на бобров из-за которых я теперь мокрый по развилку:) Наконец беру 13-й КП между ёлочек. Ещё 40 минут потеряно.
Понимая невозможность взятия всех КП при сложившемся цейтноте, решаем ехать к 7-му, 8-му, 10-му, т.к. к ним просматривается близкий подъезд. По дороге я отдыхаю. К 7-му КП подъезжаем почти одновременно с 2-мя УАЗ-ами. Легко нахожу КП первым. Дальше мы едем, ориентируясь относительно ЛЭП-ки, строя предположения о проходимости дорог и угадывая свежие следы на песке. Подъезжая по полевой дороге к 8-му КП, видим приближающуюся к перекрёстку пылящую боевую "Ниву". Зрелище феерическое - ярко зелёное поле, песчаные дорожки, и несущиеся по ним со шлейфом пыли автомобили. Пропускаем "Ниву" вперёд, нам с таким разбитным на лесной дорожке не тягаться - подвеску жалко. У 8-го КП снова аншлаг. Юлька говорит: "Здесь ищи дерево с развилкой". Я интересуюсь, почему так. Отвечает: "Сообщество здесь подходящее". И точно нахожу означенное дерево, как и КП. Что тут скажешь - профессиональный геоботаник. На 10-м КП снова встречаем УАЗ 30-го экипажа. Вместе выходим и обнаруживаем плохую видимость спутников. Я попытался пройти к югу на небольшую полянку, что бы Garmin хоть как-то зацепился. Походив кругами, и обнаружив в списке противоречащие друг другу координаты 10-го КП, отчаиваюсь и возвращаюсь к машине. Видимо этот КП стоило брать по азимуту, классическим ориентировочным способом. Времени остаётся совсем мало. Решаем, что успеем взять ещё 6-й и 3-й КП, возможно 20-й. А к КП за рекой я готов сплавать от лагеря, всё одно уже наполовину мокрый. У Юльки совсем испортилось настроение, она снова напоминает о недосыпе и больной от этого голове. Едем к 3-му КП, находим, теперь рискнули проехать по дороге вдоль столбов к 6-му. КП увидели прямо из машины, правда, выезжали потом задним ходом. Возвращаемся в Савино. Ткнулись было к 20-му КП, но засмущались людей прибиравшихся на кладбище, да и времени уже совсем не осталось, поехали в лагерь.

Сдаю листок с печатями и ощущаю, как я устал психофизически. Юлька спрашивает, "Ну как, побежишь пешее ориентирование?". Я уклончиво говорю, давай сперва отъедем в сторонку и немного передохнём, внутри понимая, что никуда я уже бежать не хочу. Располагаемся у высокого обрыва с поваленными деревьями. Очень живописное место.
Сперва достаём термос и допиваем оставшийся чай. Потом я предлагаю всё-таки сготовить что-нибудь горячее. Иду в лес за сушиной. Заваливаю подходящую, тащу половинку к костру. Хочу вернуться за оставшемся комлем и ловлю себя на мысли, что в голове крутится картинка - призма, обозначающая КП, и я подсознательно ищу её:). К своему стыду, комель не нахожу, тащу другую сушину. Тем временем суп и чай уже закипели. Мы потихоньку отходим, разложившись на ковриках у костра.
Помня, что по предварительному расписанию награждение назначено на 19 часов, подъезжаем к этому времени к тенту организаторов. Я вспоминаю строгое указание о сдаче приёмников организаторам для "слива" треков. Подхожу со своим notebook-ом. На этот раз находится карточка Compact Flash, которую наш notebook опознаёт.
К моему сожалению, штурман совсем запросилась спать, и мы не дождавшись награждения, отправились за 100 км к западу, спать в тишине Тверских лесов.

Выводы:
1)     ОБЯЗАТЕЛЬНО высыпать штурмана,
2)     Научиься/натренироваться-таки пользоваться GPS 12 в поиске точек.
3)     Слушать команды штурмана и неукоснительно выполнять их!
4)     Научиться искать точки по азимуту и не забывать с собой компас.


P.S. Через день, когда все выспались, я спросил Юльку, захочет ли она поучаствовать в подобном мероприятии через год. На что она ответила "Пожалуй, да" :)


© 2004 tigra